Особый спектакль: как жительница Краснодара открыла инклюзивный театр
Основательница театра «Лестница» Елена Гаипова рассказала, почему вложила средства, равные стоимости небольшой квартиры, в создание инклюзивного театра, и как сегодня работает студия для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Елена Гаипова в 2016 году открыла в Краснодаре инклюзивную театральную студию «Лестница». На создание площадки она потратила средства, равные на тот момент стоимости небольшой квартиры. За три года «Лестница» представила зрителям одиннадцать спектаклей и выиграла конкурс Фонда президентских грантов.
До открытия студии Елена Гаипова занималась театром в детском саду, школе, детском доме города Нижний Тагил. После переезда в Краснодар восемь лет назад она поступила на театральный факультет Краснодарского государственного института культуры, однако завершить обучение ей не удалось по семейным обстоятельствам. Отказываться от театра Елена Гаипова не хотела, делать обычные курсы актерского мастерства и брать за это деньги – тоже. В первую очередь, по словам основательницы студии «Лестница», было «желание сделать что-то хорошее для людей».
Театр для всех
Изначально, как рассказала Елена Гаипова, она планировала сформировать труппу из людей с необычной, нестандартной внешностью, которые стесняются, боятся себя. «Я хотела сначала таких людей собрать, чтобы помочь им, чтобы вселить уверенность, чтобы они почувствовали радость жизни и поняли, внешность – не главное, главное – внутреннее ощущение. Но потом я подумала о своей слабослышащей двоюродной сестре. Она такая позитивная, интересная, пластичная. Решила сначала со слабослышащими организовать театр. Позже я начала узнавать, какие организации есть в Краснодаре, какие вообще существуют группы инвалидности. Я ничего об этом не знала. В Краснодаре, в Краснодарском крае ничего подобного нет, тогда решила создать такую студию», — поделилась руководитель театра «Лестница».
Сейчас в театральной студии существуют три возрастные группы – младшая группа «Ступеньки», средняя группа «Подсолнухи» и старшая группа «Шаг». Среди артистов театра много ребят с синдромом Дауна, аутизмом, ЗПР (задержка психического развития), ДЦП (детский церебральный паралич). Вместе с ними занимаются актеры без инвалидности, как правило, братья и сестры особенных ребят. Наравне они участвуют в постановках, учебных показах и репетициях.
За три года в «Лестнице» поставили одиннадцать спектаклей. В сентябре 2019 года состоялась премьера еще одной постановки – первого пластического спектакля «Русалочка». В нем вместе с Еленой Гаиповой приняли участие двадцать актеров. Как рассказала руководитель «Лестницы», ранее они с участниками студии учились выражать свои мысли и чувства через пластику тела, однако это первый опыт полностью неречевой постановки.
По словам режиссера театра Дениса Блинова, сложность работы над этим спектаклем заключалась в том, что к каждому актеру нужно было найти свой подход, чтобы правильно донести идею постановки.
«Вся сложность в том, что есть люди, которым нужно объяснять отдельно. То есть с одним человеком нужно на одном языке разговаривать, с другим – на другом. А у меня, конечно, включается механизм человеческий, когда: «Ну я же объяснил», или «Что тут непонятного?». Потом вспоминаю, что этому нужно ручки поднять, чтобы он понял, как их поднимать, говорить бесполезно. А другому надо сравнение привести, он в сравнении все понимает. Кому-то показать, кому-то сказать коротко, кому-то – разложить по полочкам. Это не сложности, это просто особенности», — рассказал Денис Блинов.
Цена доброго дела
Первое время Елена Гаипова занималась проектом единолично. Финансовое обеспечение работы студии также было на ней – полтора года она работала бесплатно, вкладывая в театральную студию средства своей семьи. Больше всего денег ушло на ремонт помещения в 140 кв. м, арендованного на территории бывшего завода ЗИП. По слова Елены Гаиповой, до ремонта пространство было в плачевном состоянии: крыша протекала, стены буквально просвечивали, об отоплении не было и речи. Для того, чтобы начать делать ремонт, основательница студии «Лестница» взяла кредит в банке.
«Я не знала, что существуют НКО, субсидии, гранты, что можно где-то деньги взять. Я хотела организовать своими силами, сделать доброе дело. Своих собственных средств мы вложили 700 тыс. рублей. Я могла бы купить себе здесь какую-нибудь маленькую квартиру на тот момент. Сейчас у меня своей квартиры нет, у меня съемное жилье, но есть театральная студия, наша родная «Лестница». Я об этом нисколько не жалею, хоть до сих пор рассчитываюсь с долгами», — поделилась Елена Гаипова.
Когда свои финансовые ресурсы закончились, руководитель «Лестницы» обратилась за помощью к пользователям социальных сетей, тогда удалось собрать 50 тыс. рублей и продолжить ремонт. После получения официального статуса организации студия начала активно писать письма с просьбой о благотворительных пожертвованиях. Так «Лестница» нашла спонсоров, получила помощь, в частности, от департамента промышленной политики Краснодарского края, РЖД, регионального департамента архитектуры и градостроительства. Благодаря этому удалось закончить ремонт. В общей сложности на обустройство театра ушло 2 млн рублей.
В прошлом году «Лестница» выиграла конкурс Фонда президентских грантов, за счет чего смогла приобрести профессиональное звуковое, световое оборудование и, так называемую, одежду сцены: кулисы, занавес, задник. «Это сейчас я умею считать деньги и знаю, что сколько стоит. На тот момент мне казалось, что 100 тысяч рублей хватит, — смеется Елена Гаипова. – Очень помогают родители наших учеников, например, мама одного артиста шьет нам костюмы».
Все занятия для участников студии проходят на бесплатной основе. Но так как у театра нет постоянных спонсоров, родители вносят благотворительные пожертвования на расчетный счет организации. Сейчас, признается руководитель, «Лестница» работает над тем, чтобы избавить родителей от этих взносов.
Смотри как на равного
Почти все актеры «Лестницы», особенно ребята, которые занимаются в студии с самого начала, желают связать свою дальнейшую жизнь с театральной деятельностью. По словам Елены Гаиповой, три года назад многие из них были «зажаты», кто-то боялся поднимать глаза, просто выйти на сцену. Занятия актерским мастерством, сценической речью во многом раскрепостили их.
«Я всегда говорю, театр – это волшебное лекарство. У нас было много тренингов с ребятами, много ставили этюдов, учебных показов, не скажу, что было сложно. Сложность заключается в том, что с нашими детьми приходится заниматься и объяснять очень долго, не все сразу понимают. Оттачивать какие-то движения приходится гораздо дольше. Если, допустим, с обычным ребенком на это уйдет 20 минут, то с нашими 1,5-2 часа. Первые спектакли я с каждым актером занималась индивидуально по 3 часа. Я чувствую, что есть у ребенка потенциал, он может, но он стесняется, он зажат», — отметила Елена Гаипова.
Участие в постановках положительно сказывается на особенных актерах: начиная с первого спектакля, они становятся все более уверенными в себе. «Служу театру!» — девиз, который ребята с гордостью произносят во время вручения дипломов или простой похвалы после репетиции. Ученики, делится Елена Гаипова, начинают понимать, что такое театр, настоящая наполненность, творчество.
«Миссия нашего театра: через занятия театральной деятельности мы помогаем людям с ограниченными возможностями, детям и взрослым, проявить себя и занять достойное место в обществе. Они уже спокойно дают интервью, они ходят с высоко поднятой головой. Например, Костя Власов, 35-летний актер с синдромом Дауна. Особенности этого синдрома на лице, люди, особенно дети, смотрят в упор, и Костя шел, опуская глаза. Сейчас Костя идет, плечи расправлены, высоко поднята голова, он уже не комплексует по поводу того, что он не такой», — сказала основательница «Лестницы».
В то же время некоторым особенным актерам студии приходится сталкиваться с определенными трудностями при посещении театра. Так, после переезда в оборудованную студию на ЗИПе часть участников были вынуждены отказаться от занятий, поскольку физически не могли преодолеть расстояние до двери театра – студия находится на четвертом этаже здания с высокими лестничными пролетами.
В то же время слово «инвалид», отметила Елена Гаипова, в театре не произносят вообще. К своим подопечным с особенностями она относится на равных, требования к ним ничуть не меньше, чем к здоровым ученикам.
«Я с них требую по полной программе, никаких послаблений совершенно нет. Хотите достичь какую-то цель в жизни, хотите развиваться, нужно работать над собой. Они это прекрасно понимают и работают на полную катушку», — рассказала Елена Гаипова.
Руководитель «Лестницы» призналась, что ей бы очень хотелось ввести актерам зарплату, чтобы занятия любимым делом, колоссальная работа над собой приносила им еще и денежное поощрение.
В следующем году инклюзивный театр планирует гастрольные поездки по Краснодарскому краю. Кроме того, Елена Гаипова ведет переговоры с подобными театрами в других городах России. Такое сотрудничество, считает она, будет плодотворно не только для «Лестницы», но и для всего Краснодарского края в целом.